Абитуриенту Сотруднику Студенту Слушателю
РУС ENG

Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации

1-2 декабря 2020
дистанционный формат

На страницу конференции

проект

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской конференции

«Актуальные вопросы совершенствования системы

дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации»

 

1-2 декабря 2020 г. на площадке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации» (далее – Конференция).

Конференция проведена в рамках выполнения работ по организационно методическому сопровождению развития дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в субъектах Российской Федерации по заказу Минпросвещения России в 2019-2020 годах в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (государственный контракт от 21 октября 2019 г. № 07.S04.11.0024).

Цель Конференции: определить пути развития системы дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Задачи Конференции:

  • актуализировать современное состояние системы дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • определить ключевые задачи совершенствования системы дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • транслировать лучшие практики дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Участниками Конференции стали представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, руководители и специалисты общеобразовательных организаций, руководители и специалисты организаций дополнительного образования детей.

Конференция проходила в дистанционном формате.

Формами работы Конференции были пленарное заседание, круглый стол, секционные заседания и мастер классы.

В работе Конференции приняли участие более _________ человек из ___ субъектов Российской Федерации.

Участники Конференции отмечают:

  • значимость и результативность реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в субъектах Российской Федерации для развития системы дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • необходимость принятия Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года;

Участники Конференции СЧИТАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:

Министерству просвещения Российской Федерации:

  • провести обучение специалистов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с использованием конструктора адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, разработанного

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»;

  • внедрение критериального выявления склонностей, способностей и одаренности в творчестве, науке, спорте среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • обеспечить создание и пополнение банка методических разработок для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, размещенного на Едином национальном портале дополнительного образования детей (http://dop.edu.ru);
  • обеспечить создание и пополнение банка адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, размещенного на Едином национальном портале дополнительного образования детей (http://dop.edu.ru);
  • проработать вопрос разработки рекомендаций по оценке качества образовательных услуг, предоставляемых организациями дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью на основе обобщения опыта субъектов Российской Федерации;
  • продолжить проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» с учетом номинации для работников сферы дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • продолжить проведение Большого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с международным участием) с включением в него отдельных фестивальных мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • обеспечивать создание необходимой инфраструктуры в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в рамках реализации в том числе федерального проекта «Успех каждого» национального проекта «Образование».

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:

  • обеспечить подготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного

образования, по вопросам дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

  • организовать на базе региональных модельных центров работу постоянно действующего методического семинара (вебинара) для администрации учреждений дополнительного образования и педагогов, реализующих программы дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • организовать системную работу по информированию родителей о ресурсах системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • предусматривать при реализации плана мероприятий («дорожной карты») регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» меры по созданию материально-технических и кадровых условий реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • организовать сетевую реализацию дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с целью повышения качества оказания услуг по реализации таких программ;
  • проведение работы по расширению участия родительской общественности в формировании социального заказа на услуги дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, в оценке качества услуг, предоставляемых организациями дополнительного образования детей.


Предложения в резолюцию от участников Конференции

1. Дополнить проект профессионального стандарта «Руководитель общеобразовательной организации» компетенциями, связанными с созданием специальных педагогических условий, повышающих качество образования обучающихся с ООП (ОВЗ и/или инвалидностью).

2. Рассмотреть вопрос о соотнесении предельной численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе дополнительного образования в соответствии с требованиями САНПИН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».



Пост-релиз

В РУДН обсудили вопросы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью

1-2 декабря в РУДН (РУДН) прошла Всероссийская конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей
с ОВЗ и инвалидностью». Онлайн-формат позволил присоединиться к трансляции более 1800 зрителям из всех регионов России. В режиме реального времени региональные модели дополнительного образования презентовали представители Хабаровского края, Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга, Волгоградской и Кемеровской областей.

Цель конференции – определить пути развития системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации.

«Сегодня особую актуальность приобретают вопросы психологического и профессионального сопровождения образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Только опираясь на возрастно-психологические и индивидуально-психологические особенности каждого ребенка и подростка, мы сможем создать наиболее эффективную систему образования для этой категории граждан» - отметил Юрий Зинченко, Президент Российской Академии образования.

«Все больше детей приходят в образовательные организации – даже те, кого ранее называли необучаемыми.  Многим детям в силу физических возможностей трудно приобретать академические компетенции, быть рядом со сверстниками в обычной школе, но каждый ребенок может быть талантлив и задача родителей и педагогов помочь развить таланты и способности каждого ребенка. Дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью зачастую становится главным и влияет на будущий выбор профессии. Именно в системе дополнительного образования дети видят результаты своего труда и творчества, могут почувствовать себя успешными, какими бы серьезными ни были трудности в их развитии и здоровье. Задача Конференции – не только обозначить актуальное состояние системы дополнительного образования и ключевые проблемы, но и определить варианты решения этих проблем», - Владимир Филиппов, Президент РУДН.

О задачах по организации дополнительного образования детей с ОВЗ рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ю.М. Сачко.

С презентацией проекта новой Концепции развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года выступила Оксана Гончарова, директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

Мария Симонова, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН подвела итоги реализации двухлетнего проекта «Экспертно-консультационное сопровождение деятельности субъектов РФ в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». За время проекта ученые и практики провели 15 всероссийских методических вебинаров, которые собрали более 15 тысяч слушателей из всех субъектов России. Экспертные мониторинговые выезды в более 50 регионов РФ позволили выявить системные проблемы в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью, оказать на местах консультативно-методическую помощь и выявить лучшие региональные практики работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования субъектов РФ.

Конференция объединила представителей организаций в сфере образования, спорта и культуры, федеральных и региональных органов власти в сфере образования, представителей научного и родительского сообщества, СОНКО.

В ходе Конференции особое внимание уделялось вопросам подготовки педагогов для системы дополнительного образования, повышению их профессиональной компетенции. Участники Конференции из Хабаровского, Краснодарского края, Волгоградской области поделились опытом подготовки специалистов для системы дополнительного образования, особенностях разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью. О реализации программ дополнительного образования для лиц с ОВЗ
и инвалидностью в системе среднего профессионального образования рассказала директор Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий Зулфия Ишембитова.

Ирина Евланова из Санкт-Петербурга продемонстрировала участникам Конференции методический электронный ресурс для педагогов дополнительного образования, позволяющий педагогу компетентно разработать адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

2 декабря, во второй день Конференции состоялся круглый стол «Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования».

В рамках работы 5 секций под руководством ведущих ученых участники Конференции познакомились с особенностями организации занятий с детьми с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, а педагоги-практики из регионов в формате мастер-классов презентовали работу с детьми, имеющими такие нарушения.

Видеозапись мероприятия размещена на сайте unisop.rudn.ru

Контакты

+7 (925) 229-06-36
Астахова Ирина Викторовна