Абитуриенту Сотруднику Студенту Слушателю
РУС ENG

   
Часто задаваемые вопросы

Я провожу дополнительные занятия для младших школьников по рисованию. Недавно в нашей группе появился слабослышащий мальчик. Каким образом мне организовать учебный процесс для такого ученика?


Важным условием для эффективной реализации программ дополнительного образования для слабослышащих, является создание комфортных условий. А именно: наличие текстовой информации в виде печатных таблиц (предупреждение об опасностях, режим обучения, имя педагога, названия оборудования, кабинетов), расположение обучающегося в непосредственной близости от педагога, освещенность лица говорящего и его чёткое артикулирование, освещённость рабочего места, использование звукоусиливающей аппаратуры.

На что обратить внимание при общении с ребёнком со сниженным слухом? Как говорить так, чтобы он понимал? Речь идёт о подаче совершенно нового материала на занятиях, проводимых в рамках дополнительного образования.


Следует говорить не более громко, а более четко, подбирая принятую ребёнком громкость. Следите за высотой своего голоса, так как ребёнок с нарушенным слухом не в силе воспринимать на слух высокие частоты. Очень важно говорить так, чтобы ребёнок мог следить за губами педагога. Используйте жесты. В случае применения специфических терминов дублируйте свою устную речь письменной.

Мой незрячий ребёнок будет обучаться в инклюзивном классе. Может ли он принимать участие в культурно- массовых мероприятиях наряду с детьми, у которых нет проблем в развитии?


В рамках дополнительного образования педагоги школы работают над формированием активной позиции ребенка, поощряют его самостоятельность и независимость, формируют у него стремления и потребности участвовать в устройстве праздников и культурно-массовых мероприятий.

Я хочу, чтобы мой ребёнок с ОВЗ получал дополнительное образование. Как лучше это делать, индивидуально или в группе?


Эффективность коллективного или индивидуального дополнительного образования зависит от каждого отдельного случая.
В коллективе, при общении со сверстниками ребенок с ОВЗ начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает даже лучших результатов, чем некоторые здоровые дети.
Индивидуальная форма обучения показана в следующих ситуациях:
- при наличии множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения;
- при специфических отклонениях в развитии;
- возрастные особенности;
- при обучении ребенка в домашних условиях.
Однако, индивидуальное обучение даже в рамках дополнительного образования для детей с ОВЗ нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности, что в дальнейшем может повлечь за собой проблемы в общении с людьми.

Как избежать перегрузки для моего ребёнка с ОВЗ во время занятий по дополнительному образованию?


Педагоги по дополнительному образованию руководствуются в своей работе определёнными технологиями. Одна их них- это здоровьесберегающая технология, которая призвана сохранить здоровье детей с ОВЗ. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у детей мышечного статического напряжения проводят физкультпаузы, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию.

Я отец незрячего ребёнка. Мне стало известно, что для получения дополнительного образования моему ребёнку должны быть созданы специальные условия. Что понимать под этими условиями?


Специальные условия для получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказание учащимся необходимой технической помощи, помощь ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для вышеуказанных категорий учащихся.

Возможно ли получение дополнительного образования на иностранном языке?


Часть 9 статьи 13 Федерального закона об образовании гласит: «Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность»

Что такое технология проблемного обучения, применяемая в процессе дополнительного образования?


Технология проблемного обучения- это приём, который предполагает следующую организацию: педагог создает проблемную ситуацию и организует поиск путей её решения. Ученик оказывается в позиции субъекта обучения, разрешая проблемную ситуацию, приобретая новые знания, способы действия. Главное в технологии- направленность обучения на речевое общение. Основной метод обучения – диалог, речевое общение.

Возможно ли получение дополнительного образования для ребёнка, который нуждается в длительном лечении, на дому?


Для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать учреждение дополнительного образования, может быть организовано обучение на дому. Между учреждением и родителями (законными представителями) заключается договор об оказании образовательных услуг. Родители (законные представители) заполняют заявление о приеме в учреждение дополнительного образования и предоставляют необходимые документы.

Где и каким образом мой ребёнок с ОВЗ может получать дополнительное образование?


Существует 3 варианта освоения детьми дополнительной образовательной программы:
1. В детском образовательном объединении, созданном на базе образовательной организации общего или дополнительного образования. Например, в школе, центре или др., где занятия проходят вместе с детьми, не имеющими ограничений. Вы можете выбрать данный вариант, если заручитесь помощью со стороны педагога дополнительного образования и других специалистов.
2. В детских образовательных объединениях, созданных на базе образовательной организации дополнительного образования. К ним относятся Дворцы, Центры, Станции, Спортивные школы, Школы искусств, Музыкальные школ, а также специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты.
3. В процессе индивидуальной образовательной деятельности, которую организует педагог дополнительного образования. Вы можете выбрать этот вариант тогда, когда Ваш ребенок обучается на дому. При таком варианте получения дополнительного образования педагог организует индивидуальные занятия на дому или в рамках дистанционного общения, благодаря которому создаются ситуации общения с другими педагогами или детьми.
При этом, одну часть дополнительной образовательной программы Ваш ребенок может осваивать в группе, а другую – индивидуально.

Ко мне в группу «Основы фотографии» стали приходить дети с ОВЗ, в том числе и те, кто передвигается на инвалидных колясках. Могу ли я привлекать помогающих специалистов для работы с такими детьми? Кто эти специалисты?


Вы можете привлекать к сотрудничеству ассистента и тьютора.
Ассистент, включённый в штатное расписание образовательной организации, оказывает техническую помощь, помогает выполнять необходимые гигиенические процедуры и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.
Тьютор- это педагогический работник, прошедший специальную подготовку. Его профессиональной задачей является помощь в адаптации учебных материалов и планировании образовательной деятельности.

Могу ли я, как педагог дополнительного образования, участвовать в ПМПК с целью рекомендовать направление деятельности, режим и интенсивность занятий детям с ОВЗ?


Прямого указания на необходимость зачислять обучающихся на конкретные адаптированные дополнительные программы на основании заключения ПМПК в настоящее время нет. Однако, с согласия родителей (законных представителей) может быть организована входная психоло-педагогическая диагностика, где коллегиально и при участии педагога дополнительного образования даются рекомендации о режиме и интенсивности занятий для вышеуказанной категории детей.

Каковы нормативно-правовые основания проектирования адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ?


В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее -ФЗ № 273) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья1(далее –обучающихся с ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Таким образом, адаптированными образовательными программами могут быть как основные, так и дополнительные образовательные программы.
В настоящее время цели, содержание и условия реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее -ФЗ № 273).
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Письмо> Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

Какие организации имеют право на реализацию адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ?


Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования; организации дополнительного профессионального образования (ФЗ № 273, ст.23, п.3, 4); а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ № 273, ст.31); нетиповые образовательные организации (ФЗ № 273, ст.77).

Какова предельная наполняемость классов, групп для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?


Согласно п. 21 Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Обязательно ли оборудование входа в здание образовательной организации пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход инвалидам в здание, если в образовательной организации нет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?


Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Согласно пункта 3 данного приказа руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них. В пункте 5.1.1 Свода правил «СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, указано на то, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 5.1.2 СП 59.13330.2012).Таким образом, вход в здание образовательной организации должен быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход инвалидам в здание, вне зависимости от отсутствия в образовательной организации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Возможно ли в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, создание специальных групп для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?


Согласно части 4 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность создания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специальных классов (групп) для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
С точки зрения социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями такая форма получения образования максимально приближена к полностью инклюзивному образованию, так как дети находятся среди других учеников, не имеющих ограничений по здоровью, могут свободно общаться. Вместе с тем создание отдельных классов (групп) позволяет решить несколько задач, недоступных при полной инклюзии. Во-первых, это возможность учета специальных образовательных потребностей путем увеличения нормативного срока обучения. Во-вторых, возможность для педагога (воспитателя) уделять больше внимания запросам обучающихся, поскольку коллектив более однородный. В-третьих, возможность подбора квалифицированных педагогических кадров для обучения определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В-четвертых, возможность наиболее рационально подойти к оборудованию безбарьерной среды обучения. Все сказанное выше справедливо, только если комплектование специальных классов (групп) осуществляется с учетом особенностей обучающихся.

Обязательно ли увеличение сроков обучения по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в специальной группе?


Создание специальных групп не означает автоматического увеличения нормативных сроков обучения. При создании в образовательных организациях специальных классов (групп) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует ориентироваться на СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, которые имеют в своей структуре специальный раздел, посвященный реализации образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В зависимости от конкретных потребностей (количество проживающих на данной территории детей с особыми образовательными потребностями, относящихся к той или иной возрастной категории, имеющих те или иные проблемы со здоровьем, отклонения от нормы в развитии и пр.) целесообразно создавать специальные классы (группы), объединяя детей с однородными ограничениями здоровья (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с иными формами умственной отсталости, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и более или менее одинаковой выраженностью таких нарушений, в целях реализации для них одной адаптированной программы. Обучение в специальном классе (группе) может осуществляться по индивидуальному учебному плану, если различие между возможностями детей явно выражено и не может быть сглажено в процессе совместного обучения, или без такового, если адаптированная образовательная программа позволяет учесть интересы всех обучающихся.

Контакты

+7 (925) 229-06-36
Астахова Ирина Викторовна