Кафедра сравнительной образовательной политики
Дата основания: 2000 год.
Кафедра сравнительной образовательной политики была создана на базе Российского университета дружбы народов в 2000 году при поддержке Генерального директора ЮНЕСКО г-на Коитиро Мацууры в целях организации и проведения сравнительных исследований образовательных политик разных стран, подготовки на этой базе специалистов по менеджменту высшего и международного образования. Руководство кафедрой осуществляет Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования, ректор РУДН, председатель Управляющего комитета всемирной Программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (2012-2014), член Руководящего комитета ЦУР-4 Программы ЮНЕСКО «Образование 2030»
Деятельность кафедры нацелена на информационное обеспечение и научное обоснование политики в области высшего образования, содействие формированию единого образовательного пространства государств-участников СНГ и стран европейского региона путем:
участия в реализации мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг;
поддержки инициатив преподавательского и студенческого сообщества по содействию образовательным учреждениям в повышении качества обучения обучающихся;
изучения, обобщения и распространения положительного опыта реформирования и модернизации систем образования зарубежных стран и общемирового опыта;
подготовки рекомендаций, аналитических, информационных и методических материалов по направлениям деятельности кафедры;
создания и реализации проектов, направленных на проведение исследований в различных областях образовательной политики;
обучения управленческого персонала образовательных учреждений.
Деятельность кафедры как структурного подразделения Учебно- научного института сравнительной образовательной политики направлена на достижение следующих целей в области устойчивого развития:
обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении все жизни для всех;
обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте;
содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.
В целях обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении все жизни для всех кафедра проводит работу по следующим основным направлениям.
Аналитическое направление, включающее в себя:
Анализ содержания и эволюции образовательной политики России, ее сопоставление с образовательной политикой других государств, рекомендациями и положениями международных организаций, работающих в области образования; с опытом осуществления общеевропейской интеграции в рамках Болонского процесса.
Изучение и сопоставление опыта разных стран по совершенствованию организации и управления образованием на уровне государства, ведомства и образовательного учреждения.
Изучение и сопоставление мировых тенденций изменения содержания и профессионально - квалификационной структуры образования, организации учебного процесса, используемых образовательных форм и технологий.
Изучение и сопоставление применяемых в зарубежных странах систем контроля и оценки качества образования.
Информационное направление, предусматривающее:
Создание и сопровождение баз данных по основным направлениям деятельности, открытых для использования всеми образовательными учреждениями и структурами зарубежных стран, в том числе, для проведения совместных работ с целью расширения возможностей развития и использования общих информационных ресурсов.
Содействие обмену информацией об успешном опыте и нововведениях, которые могут использоваться системами высшего образования и образовательными учреждениями зарубежных стран при осуществлении ими программ реформирования и модернизации.
Проведение работ по рекламированию основных направлений деятельности зарубежных стран в области высшего образования и их образовательных учреждений.
Поддержание в сети Internet специализированной информации о деятельности кафедры на основе существующего сайта Российского университета дружбы народов.
Поддержание баз данных федерального портала «Сравнительная образовательная политика».
Научно-методическое направление, предусматривающее:
Подготовка на базе кафедры сравнительной образовательной политики РУДН магистров по направлению «Менеджмент» специализации «Менеджмент международного образования» и продолжение подготовки магистров специализации «Менеджмент высшего образования»;
Продолжение работы по организации повышения квалификации, подготовки и переподготовки управленческих кадров в области высшего образования для стран СНГ по направлению «Стратегическое управление и менеджмент в высшем учебном заведении»;
Организация системы повышения квалификации педагогических кадров в сфере создания и внедрения в учебный процесс электронных учебников;
Продолжение внедрения системы кредитов (зачетных единиц) в практику российского высшего профессионального образования;
Введение в систему высшего образования России Приложения к диплому о высшем образовании, совместимого с Европейским Diploma Supplement (на пяти европейских языках);
Приглашение ведущих специалистов и сотрудников международных организаций и вузов зарубежных стран для участия в проведении рабочих встреч, семинаров, чтения лекций и выполнения совместных работ по проблемам современной образовательной политики и ответные визиты ведущих специалистов кафедры и РУДН в международные организации и страны;
Организация и проведение международных, региональных и национальных конференций, семинаров и встреч по вопросам образовательной политики, интеграционных процессов в системах высшего образования зарубежных стран (проект «Организация и проведение международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО «Интернациональный университет-стратегия и тактика развития (создание платформы интеграции гуманитарных и естественных наук)»;
Подготовку и издание научных трудов, методических и информационно-аналитических материалов по основным направлениям деятельности кафедры.
В целях содействия построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях кафедра приняла участие в реализации таких научно- исследовательских проектов, как «Научно-методическое обеспечение применения Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансароте, 25 октября 2007 г.), «Создание специализированного интернет-портала для размещения информации об имплементации положений Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротской конвенции) на двух языках (русском и английском)».
Результаты данных проектов широко используются в деятельности руководителей системы образования всех уровней (федерального, регионального, муниципального), руководителей и педагогических работников образовательных организаций, преподавателей высшей школы, системы повышения квалификации педагогических кадров, специалистов методических служб. Результаты проектов внедрены в учебный процесс в рамках авторских учебных курсов для высшей школы и учебных модулей программ повышения квалификации педагогических кадров.